Олег Николаев представил мероприятия Чувашии по развитию турмаршрута «Великий Волжский путь»
«Наши специфические особенности, которые будут раскрываться в рамках проекта «Великий Волжский путь», это, прежде всего, рекреационные ресурсы, будут способствовать лечебно-оздоровительному, экологическому, сельскому и детскому туризму. Не менее важно отметить и направление промышленного туризма, который сейчас развивается. Чувашская Республика в 2020 году вошла в число регионов, на территории которых пилотно под руководством АСИ реализовывается проект развития промышленного туризма», – отметил Олег Николаев на рабочем совещании в Госдуме России по вопросу развития пассажирских перевозок по реке Волге и строительства новых пригородных речных судов в рамках межрегионального туристического проекта «Великий Волжский путь».
Он констатировал рост туристического потока, прибывшего в Чувашию речными судами с 2020 года в три раза – с 26,3 тыс. чел. в 2020 году до 71,6 тыс. чел. в 2022 году. Ожидаемый туристический поток в Чувашию в 2024 году может составить до полумиллиона человек. С этой целью региону дополнительно требуется три водоизмещающих судна типа «Чайка» на 250 мест.
По словам Главы республики, развитию перевозок внутренним водным транспортом по волжской артерии в пределах Чувашской Республики препятствует отсутствие причальной инфраструктуры в населенных пунктах Мариинский Посад, Козловка; комплексная реконструкция ГЭС в части замены гидросилового оборудования для обеспечения нормальной работы ГЭС на отметке 63м для увеличения пропускной способности для передвижения туристических маршрутов; строительство объектов инженерной защиты в районе города Чебоксар, Ядринского района; реконструкция шлюза и замена ворот Чебоксарского шлюза. Дополнительно для успешного развития речных перевозок необходима государственная поддержка на оборудование плавучей заправочной станции для судов в акватории г. Чебоксары.
Кроме того, в рамках развития проекта планируется реконструкция Казанской набережной и строительство объектов туристической инфраструктуры в городе Чебоксары, реконструкция инженерной инфраструктуры Чебоксарского речного порта для организации пространства гостеприимства с продуктовым рынком, фудкортом и информационно демонстрационным залом, а также заправочной инфраструктуры; строительство Чебоксарской канатной / струнной дороги через Волгу; набережной пассажирских причалов и объектов туристической инфраструктуры левобережных остановочных пунктов «Сосновка» и Пляж» г. Чебоксары; ливневых или биологических очистных сооружений в районе г. Чебоксары и г. Новочебоксарск; расчистка участков русла реки Суры.
«Участие Главы Чувашской Республики Олега Николаева в рабочем совещании подчеркивает важность межрегионального туристического проекта «Великий Волжский путь» для региона. Я был с коллегами в Чувашии, где нас радушно встретили и показали все возможные перспективы этого края. Не раз вернемся к Чувашской Республике, чтобы обсудить вопросы развития туриндустрии», – заключил на совещании Председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
Депутат Госдумы России Алла Салаева вошла в состав межфракционной рабочей группы по развитию и сохранению реки Волга. «Туризм - работа коллективная, межведомственная, как и развитие, наполнение Волги. Круизный флот, сервисное, экскурсионное и транспортное обслуживание на маршруте – каждое направление требует детальной проработки, комплексного подхода. Поэтому продвижение проекта продолжим в рамках межведомственной группы, в составе которой - члены Правительства, представители Минэкономразвития, Минфина, корпорации Туризм. РФ, главы регионов Поволжья», – отметила Алла Салаева. – На нашей Московской набережной есть большая надпись «Чебоксары – центр речного туризма». Туристический потенциал Волги – импульс к инвестиционному развитию городов. Оживить Волгу, наполнить судами, сделать местом, где начинаются впечатления – задача, которую комплексно решает национальный туристический маршрут «Великий Волжский путь». Проект важнейший, дорогой душе».
Справочно:
«Великий Волжский путь» – это межрегиональный комбинированный туристический маршрут, пролегающий вдоль волжской водной артерии. Этот маршрут проходит через регионы ПФО и включает возможности комбинирования разнообразных видов транспорта (речной, автобусный, автомобильный и железнодорожный).
На Петербургском международном экономическом форуме 2022 года между Федеральным агентством по туризму и пятью регионами (Чувашской Республикой, Республикой Татарстан, Марий Эл, Самарской и Ульяновской областями) подписано Соглашение о сотрудничестве по реализации межрегионального туристического проекта «Великий Волжский путь».
В серию межрегиональных маршрутов в том числе входят маршруты, проходящие через Чувашскую Республику, - Казань – Йошкар-Ола – Чебоксары; Нижний Новгород – Чебоксары – Йошкар-Ола.
В основе идеи маршрута лежит исторический Волжский торговый путь, который был частью северной дороги «Великого шелкового пути». Многовековая история обмена культур народов и цивилизаций, торговли между ними сохранена и восстановлена на берегах Великой Волги.
В наши дни в волжских городах действуют музеи, памятники, мастерские ремесленников и тематические парки, привлекающие туристов аутентичностью и полнотой экспозиций. А самое главное, позволяющие туристам получить целостное представление о Величии Волжского пути.
Из выступления Главы Чувашской Республики Олега Николаева
на рабочем совещании по вопросу развития пассажирских перевозок по реке Волге
и строительства новых пригородных речных судов в рамках межрегионального туристического проекта «Великий Волжский путь» 18 ноября 2022 г.
Межрегиональный туристический проект «Великий Волжский путь» важен для Чувашии и в целом для страны. Пока только пять регионов (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Марий Эл, Самарская и Ульяновская области) подписали соглашение о сотрудничестве по его реализации. Очевидно, каждый регион, который находится на Волге, заинтересован, чтобы «Великий Волжский путь» развивался, потому что он автоматически комбинирует не только речной, но и другие виды транспорта. Люди, приезжая в город, имеют возможность посмотреть местные достопримечательности, ознакомиться с разнообразием культур, традиций, музеями и иными объектами.
Наши специфические особенности, которые будут раскрываться в рамках проекта «Великий Волжский путь», это, прежде всего, рекреационные ресурсы, будут способствовать развитию лечебно-оздоровительного, экологического, сельского и детского туризма. Не менее важно отметить и направление промышленного туризма, который с 2020 года развивается в числе пилотов Агентства стратегических инициатив. Представляет интерес производство мощных тракторов, кондитерских изделий, пивоварение, химический завод. В рамках создания особой экономической зоны «Новочебоксарск» будут реализованы новые компетенции для Российской Федерации, такие как производство биоразлагаемого пластика, компонентов для производства совместно с «Росатомом» электроники. Это и производство солнечных батарей. Эти совершенно новые направления тоже будут интересны для туристов. Они уже набирают обороты и привлекают туристов в регион.
О природных объектах. В Чувашии расположены 70 особо охраняемых природных территорий, в их числе – национальный парк «Чăваш вăрманĕ», где сохранены нетронутые дубравы, заповедник «Присурский» и 33 особо охраняемых природных территорий регионального значения. Имеется 35 памятных природных мест. Имеется 676 памятников истории и культуры, из которых 221 памятник федерального значения, 455 – регионального значения. Большинство из них расположены в городах, находящихся вдоль Волги – Чебоксарах, Мариинском посаде, Козловке. Развитие данного пути автоматически приближает туристов к этим объектам, содержательно их наполняет.
Объектами событийного туризма являются традиционные праздники и фестивали, проводимые в Чувашии (день Чувашской вышивки, фестиваль «Зеленое золото России», Международный Чебоксарский кинофестиваль, фестиваль фейерверков, спортивные мероприятия).
В Чувашии проводятся межнациональные праздники, которые также представляют живой интерес у туристов. Эти события правильно будет синхронизировать с проводимыми мероприятиями соседних регионов, чтобы туристам было интересно посетить мероприятие и содержательно наполнить свое путешествие.
Туристический поток прибывших в Чувашию круизными судами граждан отмечается значительным ростом. С 2020 года он вырос почти в три раза и составил 71,6 тыс. человек. Дополнительно в 2022 году впервые из Чебоксар отправлено 19 тыс. пассажиров на трех судах «Валдай 45Р». Было совершено более 400 поездок, разработано 5 новых направлений.
Этот рост обусловлен увеличением количества заходов круизными судами в Чебоксарский речной порт – один из наиболее благоустроенных и привлекательных портов на Волге. Передвижение по реке Волга, если насытить содержательно, будет представлять еще больший интерес для людей.
Если говорить о задачах, то это отсутствие причальной инфраструктуры в населенных пунктах (Мариинский Посад, Козловка). В настоящее время планируем их строительство (на это Мариинскому Посаду необходимо 505 млн рублей, Козловке - 322 млн рублей), уже разработана проектно-сметная документация. Кроме того, оба города вошли в перечень населенных пунктов туристического интереса и будут учитываться Минстроем России при формировании адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве в 2023 году.
По комплексной реконструкции ГЭС в части замены гидросилового оборудования для обеспечения нормальной работы на отметке 63 м необходимо реконструировать как насосное оборудование, так и шлюза, чтобы увеличить пропускную способность для передвижения туристических маршрутов.
Для формирования национального туристического маршрута необходима реализация ряда основных инфраструктурных мероприятий. Все они синхронизированы с госпрограммой Чувашской Республики «Развитие туризма и индустрии гостеприимства». Для формирования этого турмаршрута и повышения региональной привлекательности мы разработали программу реализации крупных проектов. Это реконструкция Казанской набережной г. Чебоксары, причала, создание объектов, которые будут отражать национальные особенности, национальную кухню и другие аспекты сервиса для туристов.
Дополнительно в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в Чувашии реализуется региональная программа «Развитие туристической инфраструктуры». Она включает создание второго в Чувашии туристического кластера «Чувашия – сердце Волги». Основные объекты обеспечивающей и туристической инфраструктуры кластера сосредоточены в исторической части города Чебоксары. Они стали популярными местами отдыха горожан и лидерами по посещаемости гостями столицы Чувашии, визитной карточкой республики.
Серьезным подспорьем для реализации проекта «Великий Волжский путь» является другой проект - «Волга – экологический прорывной регион ESG». Проект, отвечающий задачам национального плана мероприятий адаптации к изменению климата до 2022 года, имеет шансы стать межрегиональным, поскольку проблема ухудшения экологического состояния бассейна реки Волга – одна из наиболее актуальных для жителей Поволжья. Уже подписано трехстороннее соглашение с Республикой Мордовия и Ульяновской областью, что положило начало истории внутреннего объединения регионов для достижения уменьшения выбросов углерода.
Планируемое проектом создание карбоновых полигонов в акватории и прибрежной части водохранилища Чебоксарской ГЭС в рамках сети карбоновых полигонов на каскаде Волжских водохранилищ позволит сформировать отечественную методику расчета способности поглощения водной средой углекислого газа.
«Великий Волжский путь» может стать прорывным проектом для туристской индустрии Чувашии и регионов Поволжья. Вместе с создаваемой инфраструктурой он позволит увеличить туристический поток в наши регионы, привлечь дополнительные инвестиции и повысить интерес в том числе к Чувашской Республике.
То есть видим, что если будем комбинировать и реализовывать все задачи развития национального туристического маршрута «Великий Волжский путь», увеличатся инвестиции на реализацию важных инфраструктурных проектов. За счет правильного подхода обеспечим государственное частное партнерство в части подвижного состава и других объектов, безопасность и качество сервиса для туристов. А применение новейших технологий позволит не просто сохранить, но и улучшить экологическое состояние реки Волга так и населенных пунктов.