В Государственной Думе обсудили вопросы сохранения, развития и изучения языков народов России
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира, на территории которого проживают представители 193 народов, насчитывается 277 языков и диалектов. Вопросы сохранения и развития русского языка, как государственного и как родного для значительной части населения России, всех родных языков народов Российской Федерации являются ключевыми для обеспечения межнационального согласия и укрепления единства многонационального народа Российской Федерации.
16 декабря 2019 г. Комитет по делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации провел круглый стол на тему «Законодательное обеспечение сохранения, развития и изучения языков народов Российской Федерации: состояние и перспективы». В обсуждении приняли участие полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации Петр Чекмарев и заместитель полномочного представителя Сергей Григорьев.
Анализируя состояние организации изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая установление особенностей организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока участники круглого стола считают актуальной тему совершенствования правового регулирования изучения указанных групп языков.
Несмотря на имеющиеся сложности, в России сохраняется высокий уровень удовлетворения языковых потребностей граждан в образовании. В системе образования ведется преподавание и изучение 81 родного языка. Кроме русского, как государственного языка Российской Федерации, обучение на уровне начального общего образования ведется на 24 государственных языках республик страны, а как учебный предмет или факультативно изучаются 73 языка из числа языков народов России. Но участники круглого стола выразили обеспокоенность состоянием кадрового, научного, учебно-методического обеспечения изучения родных языков. В настоящее время в федеральный перечень учебников включены 103 учебника по 7 родным языкам (татарский, башкирский, алтайский, хакасский, якутский, чеченский и греческий), только по 13 языкам есть примерные основные образовательные программы (это чувашский, татарский, абазинский, якутский, коми, алтайский, вепсский, карельский и ливвиковское наречие, финский, греческий, украинский, крымско-татарский).
По итогам круглого стола участники мероприятия сформировали ряд предложений Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, иным федеральным органам исполнительной власти и СМИ.