Обсуждены вопросы завершения строительства Чебоксарской ГЭС
6 июля 2016 г. в Москве в офисе ПАО «РусГидро» состоялась рабочая встреча и.о. полпреда Чувашии при Президенте России Валерия Шакина с начальником управления гидротехнических комплексов ПАО «РусГидро» Павлом Поповым.
На встрече обсуждались вопросы выполнения Плана-графика мероприятий по завершению строительства Чебоксарской ГЭС. Было отмечено, что разрабатывается проект нового Федерального закона в части определения особенностей организации проектирования, проведения экспертизы, принятия решения о строительстве, назначения заказчиков, организации строительства и приемке в эксплуатацию водохранилищ. Проект данного закона планируется внести на рассмотрение зимней сессии Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва.
В ходе беседы стороны также сошлись во мнении, что вариант завершения строительства Чебоксарской ГЭС на отметке нормального подпорного уровня (НПУ) 63 м не решит, а лишь усугубит имеющиеся на сегодня проблемы. Это проблемы с экологией Волги, нормальным судоходством по реке, разрушением инженерной защиты береговых объектов. Кроме того, увеличатся гидротехнические риски при эксплуатации Чебоксарской ГЭС. Высока и вероятность удорожания более чем в два раза – с 41,4 млрд. руб. до 100 млрд. руб. – окончательной стоимости данного проекта по сравнению с его изначальной стоимости
Справка:
Пуск Чебоксарской ГЭС при пониженном напоре (отметка 61 м) был осуществлён 31 декабря 1980 года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м. Подъём уровня водохранилища до проектного уровня (отметка 68 м), изначально запланированный на 1987 год, сдерживался сначала неготовностью комплекса инженерной защиты, затем — разногласиями между регионами по поводу уровня водохранилища. В настоящее время водохранилище и инженерная защита функционируют на непроектных отметках, что привело к возникновению ряда проблем.
ГЭС используется не более чем на 60 % проектной мощности, ежегодная недовыработка электроэнергии составляет 1,43 млрд кВт·ч. Длительная работа гидроагрегатов ГЭС на непроектном напоре приводит к их ускоренному износу;
на участке от Городца до Нижнего Новгорода (около 60 км) необходимая гарантированная глубина 4 метра обеспечивается только при среднесуточном расходе на Нижегородской ГЭС свыше 1400 м³/с, кроме этого, не обеспечивается нормальное функционирование шлюзов Нижегородской ГЭС. В итоге данный участок речные суда проходят с 20%-м недогрузом в течение двух суток, а пассажирские суда пропускаются только в течение 3 часов в сутки, когда производятся повышенные сбросы с Нижегородской ГЭС. Следующие транзитом крупнотоннажные суда вынуждены сгружать часть грузов на суда с меньшей осадкой, проходить мелководный участок (при этом очередь на шлюзование достигает двух недель), после чего вновь грузиться. Такая ситуация приводит к значительным экономическим потерям. Грузооборот внутреннего водного транспорта в период с 1950 по 2005 год уменьшился с 8,8 % в общем грузообороте России до 2,1 % и резерв пропускной способности Городецкого гидроузла при действующих глубинах составляет 500—700 %;
водохранилище имеет большую фактическую площадь мелководий (31,5 % вместо 20,7 % проектных), что не соответствует санитарным нормам и приводит к ухудшению качества воды;
не обеспечивается нормальная работа водозаборов в нижнем бьефе гидроузла вследствие недостаточного уровня минимального санитарного стока;
не завершено строительство системы инженерной защиты, что привело к подтоплению 3500 га территории и 536 жилых строений;
не решена проблема подтопления заречной части Нижнего Новгорода, где в настоящее время по причинам, не связанным с Чебоксарской ГЭС, подтоплено около 33 % территории. Проект Чебоксарской ГЭС подразумевал создание дренажной системы для ликвидации существующего и возможного подтопления, однако её строительство не было завершено;
происходит разрушение возведённых защитных сооружений, не рассчитанных на работу на отметке 63 м;
водохранилище не имеет полезной ёмкости и не может осуществлять регулирование стока в интересах всей системы Волги, в частности, в интересах обводнения Волго-Ахтубинской поймы;
отсутствие полезной ёмкости водохранилища может привести к крупным затоплениям в нижнем бьефе гидроузла в случае сильных паводков;
не организована водоохранная зона водохранилища, что ведёт к усилению его загрязнения и несанкционированной застройке зоны затопления и подтопления;
омертвлены значительные средства, вложенные в сооружения портов, водозаборов, систем инженерной защиты, рассчитанных на работу при проектной отметке.