Полпред Чувашии Леонид Волков выступил в Общественной палате Российской Федерации
В Общественной палате РФ состоялись общественные слушания на тему «Общественная экспертиза федерального закона № 455407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части переход от деления земель на категории к территориальному зонированию» в том числе финансово-экономического обеспечения законопроекта.
Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина начала заседание с обзора истории обсуждений законопроекта, ранее состоявшихся в Общественной палате. «В июне по итогам первых слушаний была выпущена резолюция о необходимости службы по землеустройству и заключение о необходимости доработки документа. Это вызвало возражения у Минэкономразвития и поддержку от Минсельхоза и 70 субъектов РФ. В сентябре мы встретились на повторное обсуждение, и Минэкономики частично поддержало позицию ОП РФ», - сказала Евгения Уваркина.
Она обратила особое внимание участников слушаний на то, что Общественная палата РФ в целом, концептуально поддерживает законопроект — но не в том виде, как он представлен сейчас. В частности, как указано в названии мероприятия, вопросы вызывает оценка стоимости работ. Исходя из оценок регионов, предоставленных Общественной палате РФ, получается сумма в 55-59 млрд рублей. Оценки же Минэкономразвития совсем другие. Как напомнил присутствующим исполнительный директор Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий Василий Звягинцев, в сентябре Минэкономразвития дал цифру в 3,4 млрд рублей, а Минсельхоз — 8 млрд. В ноябре Минэкономразвития уже показало цифру в 10 млрд. поэтому Василий Звягинцев в итоге призвал ведомство представить расчеты, на которых основаны эти цифры.
В обсуждении принял участие полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации Леонид Волков, который отметил в своем выступлении необходимость проведения объективной оценки затрат, возникающих в связи с реализацией мероприятий по переход от деления земель на категории к территориальному зонированию.
Леонид Волков сообщил, что в Чувашской Республике в период с 2005 по 2013 годы согласно требованиям градостроительного законодательства в каждом из 296 муниципальных образований республики уже были утверждены правила землепользования и застройки. Принятие указанного законопроекта сделает ничтожными большую часть утвержденных правил и администрации понесут затраты на внесение изменений в градостроительное зонирование в связи с изменившимся законодательством. По сути, это будет означать новую разработку правил землепользования и застройки.
Кроме того, потребуется внесение изменений в документы территориального планирования (схему Чувашской Республики, схемы районов, генеральные планы) в части отображения границ особо ценных сельскохозяйственных земель. В общей сумме затраты республиканского и местных бюджетов на проведение вышеупомянутых работ в Чувашии составят по предварительным оценкам порядка 270 млн. рублей.
Полпред Чуваши Леонид Волков акцентировал внимание на том, что в силу федерального законодательства в государственный кадастр недвижимости предусмотрено внесение сведений о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. В то же время, такие виды сельскохозяйственных угодий, как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), не нашли свое отражение в государственном кадастре недвижимости.
Леонид Волков также подчеркнул, что обязанность по разработке сельскохозяйственных регламентов законопроектом возлагается на органы местного самоуправления. Исходя из содержания сельскохозяйственных регламентов, потребуется проведение землеустроительных и картографических работ, и как следствие выделение денежных средств субъектами Российской Федерации.
По данным Управления Росреестра по Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2015 года насчитывается 1036,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе в составе земель сельскохозяйственного назначения 937 тыс. га. В целях снижения государственных расходов, необходимых для реализации положений законопроекта по разработке сельскохозяйственных регламентов и установлению границ территориальных зон сельскохозяйственного назначения, Минсельхозом Чуваши предлагалось ввести государственное регулирование цен на проведение таких работ, установив предельные расценки в размере 1 тыс. рублей в расчете на 1 га. Даже при таких условиях минимальный объем затрат, необходимых только для установления границ территориальных зон сельскохозяйственного назначения на территории республики составит порядка 1 млрд. рублей. В связи с чем предлагается предусмотреть законопроектом софинансирование из федерального бюджета не менее 50% затрат субъектов Российской Федерации.
Полпред Чувашии при Президенте РФ Леонид Волков предложил в целом одобрить концепцию федерального закона № 455407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», но при условии его доработки с учетом изложенных предложений.
Участники слушаний согласились с тем, что создание единого института землеустройства необходимо. В целом все присутствующие пришли к единому выводу о том, что, прежде всего, важна унификация методов, применяемых в работах по землеустройству. Именно этим займется рабочая группа при Минэкономразвития России.