Полномочное представительство Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации

Андрей Канчельскис: «Если футболист ставит на первое место деньги — он «умирает» как настоящий футболист» ("МК" в Чебоксарах")

В начале сентября в Москве состоялся весьма необычный матч. На поле встретились команды, в равной степени состоящие из известных футболистов разных национальностей и разных вероисповеданий – мусульман, христиан, иудеев и буддистов. 

 

Андрей Канчельскис:  «Если футболист ставит  на первое место деньги —  он «умирает» как настоящий футболист»
фото: CAP.RU
Андрей Канчельскис (справа) и Леонид Волков в Полпредстве Чувашской Республики в Москве.
 
Спортивный праздник, получивший название «Дружная Россия – сильная страна», символизировал единство представителей всех традиционных религий России во имя ее благополучия и преуспевания. Большой вклад в его организацию и проведение внесли наши земляки – муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир-хазрат Крганов и полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте России Леонид Волков, приветствовавший участников матча от имени главы Чувашии Михаила Игнатьева.

Там же на футбольном поле состоялось знакомство Леонида Волкова с Андреем Канчельскисом – самым успешным из всех российских футболистов, когда-либо выступавших за рубежом, игроком легендарного состава «Манчестер Юнайтед» начала 90-х годов. По приглашению Леонида Волкова выдающийся российский спортсмен посетил Полпредство Чувашии в Москве познакомился с работой недавно открытого здесь информационно-культурного центра и дал эксклюзивное интервью «МК» в Чебоксарах».

О последних впечатлениях

– Андрей Антанасович, как вам понравилась идея «межконфессионального футбола»? Такие матчи действительно помогают укрепить межнациональные и межрелигиозные отношения?

– Я думаю, это очень интересный и хороший проект. Люди, которые сегодня живут в разных государствах и много лет не виделись, получили возможность встретиться и пообщаться. Не по телефону, не по скайпу, а глаза в глаза. Честно, искренне, без пафоса. Мы снова ощутили себя одной командой, и это самое главное.

– А в советские времена существовали межнациональные и межрелигиозные конфликты между футболистами?

– Нет. В Советском Союзе была хорошая спортивная система и хорошая идеология. С распадом той страны мы многое утратили и стали слабее. В том числе и в спорте.

– Вы ходили на матч «ЦСКА – Манчестер Юнайтед» в Москве?

– Конечно. До игры хорошо пообщались с Брайаном Робсоном, который при мне был капитаном в «Манчестер Юнайтед». Жаль, что не прилетел «дедушка» (Алекс Фергюсон, один из величайших тренеров в истории футбола, с которым «МЮ» 13 раз становился чемпионом Англии, – прим. ред.). Хотел показать ему нынешнюю Москву.

– Ваши впечатления от той игры?

– Было два разных тайма. В первом «Юнайтед» играл безобразно, и ЦСКА реализовал свой шанс. Во втором тайме ситуация на поле выровнялась. С появлением Феллайни у гостей игра пошла острее, и то, что «МЮ» смог отыграться, во многом его заслуга. В целом, обе команды – и российская, и английская – заслужили похвалу.

О том, кто сильнее

– Вы играли в разных европейских чемпионатах. Что между ними общего, и что их отличает друг от друга?

– Общее – это нацеленность на конкретный результат и умение его добиваться. Все остальное сильно различается. Отношение к футболу, к жизни, питание, досуг – разное. Поэтому, приезжая в другую страну, чтобы добиться успеха, нужно досконально изучить ее историю, местный менталитет, узнать, чем дышат люди. К сожалению, многие наши футболисты, уезжающие за рубеж, не хотят этого понимать. Когда им советуешь, они отмахиваются. А зря. В футболе мелочей не бывает.

– Какая из европейских лиг сильнее, на ваш взгляд?

– Я думаю, английская Премьер-лига. И не потому, что я там долго играл. У них очень высокая конкуренция. Всегда есть 6-7 клубов, которые могут биться на равных и реально бороться за призовые места. В Испании два лидера – «Барселона» и «Реал». Где-то рядом с ними находится мадридский «Атлетико» благодаря плодотворной работе тренера Диего Симеоне, которому я очень симпатизирую. В Германии «Бавария» много лет вне конкуренции. Первенство Бундеслиги только началось, а уже всем ясно, кто станет чемпионом. В сильных лигах такого быть не должно. Поэтому я считаю сильнейшей Англию. Хотя в Италии тоже интересный чемпионат.

О деньгах и славе

– Даже в самых именитых зарубежных клубах играет огромное количество легионеров из стран, стоящих гораздо ниже России в мировом футбольном рейтинге. Но наших футболистов в этих командах можно пересчитать на пальцах одной руки. Почему они так низко котируются на Западе?

– Во-первых, как уже сказал, мы много потеряли с распадом Советского Союза. Во-вторых, наша нынешняя молодежь сильно заблуждается в своих взглядах на футбол. У них на первом месте деньги, а если футболист ставит на первый план деньги – он уже не футболист. Когда заходит речь о контракте с зарубежным клубом, всех интересует исключительно финансовая сторона вопроса. И практически никто не стремится попасть в сильную лигу, в сильный клуб, просто чтобы играть в футбол на высоком уровне. Да и зачем? У них здесь хорошие контракты, они получают хорошие деньги, конкурентов за место в составе нет, живи себе спокойно и не напрягайся.

Настоящие футболисты едут в сильные чемпионаты не за деньгами, а чтобы доказать всем, в том числе и самим себе, что они лучшие и достойны уважения. Возьмите, например, состав «Манчестер Юнайтед», в котором играл я. Такие имена, как Кантона, Шмейхель, Гиггз, Канчельскис, Хьюз, знают поклонники футбола во всем мире. Мы трудом и потом зарабатывали свои победы и признание болельщиков. А сегодня в российском чемпионате многие даже не понимают, зачем футболисту нужна известность.

– В чем причина неудачного выступления за рубежом лидеров российской сборной, призера Евро-2008? Билялетдинов, Аршавин, Павлюченко, Жирков, Погребняк так и не закрепились в своих клубах, а вернувшись в российский чемпионат, уже не смогли восстановить былую форму.

– Трудно дать какую-то общую оценку карьере ребят, которых вы назвали. У каждого свои причины, почему она сложилась так, а не иначе. Например, в случае с Аршавиным виновата наша, так называемая, спортивная общественность. Андрей не суперзвезда. Он хороший талантливый футболист, но не более. Из него сделали звезду, подняли на незаслуженную высоту, было время, министр спорта Мутко называл его по отчеству. И Андрей впал в эйфорию. Он начал думать, что у него все всегда будет прекрасно, в то время как его просто использовали. А когда пошла черная полоса и Аршавину нужна была поддержка, все от него отвернулись.

Те, кто долгое время играл за рубежом на высоком уровне – Канчельскис, Карпин, Мостовой, Аленичев, Овчинников, – это выходцы из Советского Союза, из советской системы. Я всегда говорил: если система выстроена правильно, будут хорошие результаты. В любой сфере. Сегодня люди, которые руководят российским футболом, не выстроили ничего даже отдаленно похожего на систему, существовавшую раньше. Эти люди считают себя самыми умными и больше других знающими, хотя на деле не разбираются в элементарных вещах. Как ни прискорбно, но в нашем футболе чересчур много дилетантов. И мы сами в этом виноваты.

О лимите на иностранцев и договорных матчах

– Лимит на легионеров в российском чемпионате –  это правильный шаг или ошибка?

– Лимит на легионеров уничтожает наш футбол. В клубах должна существовать конкуренция за место в основном составе. Когда человека ставят в основу только потому, что у него есть российский паспорт, – это порочная практика.

Если футболисту не нужно каждый день подтверждать свою состоятельность, он деградирует. Игрок ведущего клуба РФПЛ, который за 48 часов до начала игры сидит всю ночь в баре и пьет виски, вряд ли сможет выложиться на поле на все 100 процентов. А такие случаи c нашими футболистами – обыденность. Потом они рассказывают, как им тяжело, какой у них плотный график. Смешно слушать. В Англии у нас в сезоне было более 60 игр. Вот это действительно напряженный график.

– А зарплаты футболистов в российском чемпионате, покупка «халков» и т.п. за десятки миллионов евро при сравнительно низком уровне жизни населения и, самое главное, при невразумительном качестве российского футбола – это что, на ваш взгляд?

– Это частное дело клубов. Хотят – пусть покупают. Мне кажется, если убрать лимит на иностранцев, то и цены на футболистов, и их зарплаты сразу упадут. Конкуренция ужесточится, а где есть конкуренция, цены всегда снижаются.

– Договорные матчи – правда или миф?

– Это правда. Договорные игры есть, они существуют, и с этим надо бороться. Кстати, вот вам мерило оценки деятельности спортивных чиновников, с высоких трибун постоянно вещающих нам о патриотизме. Докажите, что вы сами являетесь патриотами страны и футбола, ликвидируйте договорные матчи! Ан, нет. Не получается. Видимо, произносить правильные слова с трибун легче. И безопаснее!

О детском и юношеском футболе

– Молодежные и юношеские сборные России периодически завоевывают медали на мировом и европейском чемпионатах. Почему на взрослом уровне эти же футболисты ничего не выигрывают?

– Это предсказуемо. Наши молодежные тренеры и футбольные функционеры хотят добиться результата любой ценой. Не стану раскрывать все подробности, как этот результат достигается. Скажу только, что такие методы, мягко говоря, не способствуют развитию российского футбола и профессиональному росту молодых футболистов.

– На каком уровне у нас находится детский футбол по сравнению с такими странами, как Испания, Германия, Италия, Англия?

– В советское время детский футбол у нас развивался успешно. Сейчас – нет. Нет цели, нет идей, нет людей. Разрушена система спортивных школ-интернатов, откуда в свое время вышли все великие советские футболисты. Я сам четыре года учился в Харькове в школе-интернате. Учился и занимался спортом – футболом, легкой атлетикой, гимнастикой. На каникулы ездил домой. Из нашего интерната вышли такие известные футболисты, как Бессонов, Балтача, Кутепов, Канчельскис.

Интернат – это закрытая система, нацеленная на профессиональную подготовку спортсмена. А нынешние футбольные академии – это профанация. Там только деньги собирают с родителей. Ученик приезжает на машине с охранником, а его мама угрожает тренеру неприятностями, если ее сыночка не поставят в состав. Когда видишь такое «будущее» нашего футбола, поневоле начинаешь думать, что дела совсем плохи.

– Что нужно развивать футболисту с детства (физическую подготовку, моральные качества, технику владения мячом), чтобы сделать успешную карьеру?

– Во-первых, нужно любить футбол и серьезно к нему относиться. Но самое главное – постараться попасть к хорошему детскому тренеру, в хорошие руки, которые смогут вылепить из паренька настоящего футболиста. Сейчас таких тренеров мало, нынешние детские специалисты опять-таки больше думают о деньгах, чем о своих учениках. Меня часто называют пессимистом, не патриотом, но я вне политики и говорю, что вижу. А вижу я, что с нашим футболом творится большая беда.

О скромности и «письме 14-и»

– Вашим преемником в «Манчестер Юнайтед» стал Дэвид Бэкхем – в то время 17-летний, никому не известный юноша, а ныне олицетворение гламура в спорте. А как вы относитесь к светской жизни?

– Мне не нужен пиар, чтобы каждый день напоминать о своем существовании. Меня и так вся Европа знает. Когда приезжаю в Англию, люди на улице подходят, интересуются делами. Иногда приключаются забавные истории. Как-то едем с послом Бенина (страна в Африке – прим. ред.) в московском метро на матч "Спартака". Подходит гражданин: «Вы Канчельскис?» – «Да» – «А почему в метро едете?!» – «А что, это запрещено законом?» Гражданин стушевался, а посол смеется, говорит: «Правильно, мы же просто люди».

Так что я спокойно ко всему этому отношусь. Мои родители учили меня быть проще и скромнее, я следую их советам. Пустому человеку не помогут ни известность, ни «Кадиллак» с охраной. Нуль, на что его ни умножай, все равно нулем останется.

– Любители футбола со стажем помнят историю с письмом 14 футболистов, отказавшихся играть на Чемпионате мира под руководством тренера Павла Садырина и потребовавших перемен в подготовке сборной России. Вы тоже подписались под тем заявлением. Удалось ли вам добиться заявленных целей?

– Нет. И сегодня я думаю, что, наверное, мы поступили глупо. Но мы были молоды, убеждены в своей правоте, не хотели идти на компромисс. Ко мне тогда приезжал президент Федерации футбола Колосков, уговаривал передумать, но я ему ответил, что пойду до конца.

– Если бы время вернуть назад, вы подписали бы опять то письмо?

– Знаете, я люблю шахматы, а в них обратного хода нет. Если поставил фигуру на клетку поля, назад уже не перехаживаешь. Может, мы тогда поступили неправильно, однако время назад не вернуть, и посему этот разговор пустой. Конечно, жалею, что не поехал на Чемпионат мира, ведь это большое событие в жизни любого футболиста… Ну, что теперь сделаешь – не поехал и не поехал.

О ближайших планах

– Каковы ваши ближайшие планы?

– Если говорить о работе, то думаю поработать тренером за рубежом, возможно, в одной из британских лиг. Есть также идея открыть в Марокко спортивную школу-интернат для талантливых ребят из небогатых семей, специализирующуюся на футболе и шахматах. На мой взгляд, это правильное сочетание. Каждый футболист должен уметь играть в шахматы. Если взрослый человек получает мат в три хода, то я не представляю, как он может оказать эффективное сопротивление сопернику на поле.

– Не собираетесь ли вы приехать в Чувашию, и что бы вы пожелали читателям нашей газеты?

– Я уже получил приглашение полпреда республики Леонида Волкова и с удовольствием побываю в Чувашии. А всем читателям «МК» в Чебоксарах» желаю четко понимать, чего они хотят добиться в жизни, быть терпеливыми и много трудиться. Обязательно изучайте историю своего народа, своей земли, узнавайте больше о земляках, которые добились большого успеха в жизни, и равняйтесь на них. Я удивлен и восхищен, как богат чувашский народ талантами, сколько его великих представителей внесли свой вклад в историю всей России! Уверен, что в Чувашии появится много талантов, чьи портреты украсят стены только что открытого в здании Полпредства чувашского культурного центра наравне с уже имеющимися здесь портретами великих людей! 



18 ноября 2015
09:44
Поделиться