Леонид Волков: «В этом году Акатуй праздновался буквально в шаге от Кремля» ("МК" в Чебоксарах")
"Московский комсомолец" в Чебоксарах"
Представительство Чувашской Республики в Москве при федеральных органах власти существует почти четверть века.Первые пять лет оно существовало при Правительстве Российской Федерации, а с 1996 года - при Президенте страны. Сегодня небольшой особняк на Большой Ордынке, где располагается аппарат представительства, хорошо известен всем чувашам страны.
В начале июля в Москве в 17-й раз прошел чувашский национальный праздник «Акатуй», организованный полпредством республики при Президенте России. Обычно московские городские власти отводили для его проведения территорию в Измайловском районе Москвы. Нынче же торжества отмечались в самом центре столицы на территории Московского дома национальностей. О том, какое значение имеют такие праздники для развития культурных связей, какова роль полпредства республики в укреплении взаимодействия с федеральными органами власти, чем живет чувашское землячество в Москве, а также о многом другом корреспондент «МК» в Чебоксарах» побеседовала с полномочным представителем Чувашии при Президенте РФ Леонидом Волковым.
Справка МК Леонид Волков родился 21 января 1975 года в Вурнарском районе Чувашии. Кандидат экономических наук, имеет также высшее экономическое и юридическое образование. С 2002 года доцент кафедры «Экономика и региональное развитие», доцент кафедры «Экономика и антикризисное управление», доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В 2003–2010 г.г.работал в Правительстве Москвы, руководил аппаратом Департамента городского строительства Москвы и аппаратом первого заместителя руководителя Стройкомплекса Москвы. 21 января 2012 года Указом Главы Чувашской Республики был назначен полномочным представителем Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации. - Леонид Валерьевич, каковы основные функции деятельности полпредства Чувашии? - Деятельность полпредства на самом деле многогранная. Основная функция – это, конечно, представление интересов Чувашии в Администрации Президента РФ, в аппарате Правительства России, в федеральных министерствах по разным направлениям. Еще одна функция - координация взаимодействия с федеральными органами власти. Именно эти части составляют «невидимую часть» айсберга деятельности представительства. Как по законам физики центр тяжести айсберга приходится на «невидимую часть», так и основная деятельность представительства связана именно с «невидимой частью» - представлением интересов Чувашии в федеральных органах власти. Третье, на мой взгляд, очень важное направление деятельности - это продвижение Чувашской Республики в инвестиционном и культурном пространстве Москвы. Мы тесно взаимодействуем с бизнес ассоциациями и бизнес-сообществами, в том числе с Торгово-промышленной палатой РФ, общероссийской организацией «Деловая Россия», то есть с теми организациями, которые фактически определяют в каком регионе бизнесу работать комфортнее. Мы активно взаимодействуем с правительством Москвы, с которым три года назад Правительство Чувашии заключило соглашение о развитии сотрудничества. За 3 года в рамках этого документа сделано, действительно, многое. Главная задача заключается в продвижении товаров чувашских предприятий на московский рынок. В частности, на регулярной основе проходят ярмарки чувашских товаропроизводителей. Кроме того, мы начали проводить работу с представителями крупнейших федеральных торговых сетей в части оптимизации поставок продовольственной продукции наших производителей в торговые сети - в рамках реализации концепции импортозамещения. - Легко или сложно работать с федеральными министерствами, не выглядим ли мы в их глазах назойливыми просителями? Ведь Чувашия находится в числе многих дотационных регионов, а федеральным чиновникам, по большому счету, дела нет до нужд нашей республики. - Да, мы пока еще дотационный регион, и соответственно не к нам обращаются с просьбами федеральные власти, а мы к ним. Поэтому значительную часть времени приходится работать на выезде – непосредственно в федеральных органах государственной власти, лично встречаясь с лицами разного уровня, принимающими решения. В силу особенностей российского менталитета многие вопросы можно решить не по телефону, а только в ходе личного контакта. Люди, которые принимают решения в отношении Чувашии ,хотят видеть, с кем они общаются. Не будем забывать, что существуют моменты с обеспечением государственной безопасности, служебные тайны. Опытные чиновники говорят: «Если не хочешь решить проблему или хочешь ее усугубить - позвони по телефону». Так что мой рабочий день достаточно насыщенный, приходится за день посещать несколько кабинетов в разных министерствах. Очень важен эффект первого контакта. Часто решение принимается в зависимости от того, как тебя восприняли и насколько ты грамотно, обосновано, убедительно и аргументировано смог объяснить свою позицию. Тут надо понимать, что каждый чиновник, курирующий тот или иной вопрос, имеет дело с 85 субъектами Российской Федерации, которые находятся в конкурентных условиях. Конкуренцию среди субъектов за внимание федерального центра и привлечение субсидий и дотаций никто не отменял. Часто приходится действовать очень быстро, решительно и зачастую в условиях недостатка информации. Здесь мне помогает опыт, накопленный в предыдущие годы работы. Ну и кроме того с 2002 года по субботам я преподаю в Финансовой академии при Правительстве РФ. Веду занятия на английском языке. Так как это Финансовая академия при правительстве, а правительство стоит над федеральными министерствами, то у меня, как у представителя Финансовой академии, есть, скажем так, «дополнительный бонус» к статусу полномочного представителя Чувашской Республики. - В последнее время ходит много разговоров о том, что Правительство России сворачивает финансирование запланированных на 2019 и 2020 годы празднований 550-летия Чебоксар и 100-летия Чувашской автономии соответственно. - Россия сейчас экономически переживает не самые лучшие времена, что в первую очередь связано с внешнеполитическими факторами. Но Указ Президента Владимира Путина о праздновании в 2019 году 550-летия города Чебоксары и в 2020 году 100-летия Чувашской автономной области никто не отменял. Указ действует и имеет абсолютную юридическую силу. По данному вопросу у меня недавно была встреча с Контрольным управлением Администрации Президента России и исполнение данного указа остается у них на контроле. При этом хочу отметить, что Чувашия является единственным субъектом федерации, который одним указом празднует две юбилейные даты. Хотя Минфин России, который контролирует оборот федеральных финансов, был в свое время против этого. Но тут надо понимать, что закон обратной силы не имеет, решение принято и отменять Указ президента России, Минфин Российской Федерации не компетентен. Распоряжение правительства Российской Федерации о выделении финансовых средств региону также никем не отменено и находится в действии. Конечно, для федерального правительства выделение денег на празднование памятных дат для всех субъектов в нынешних сложных макроэкономических и внешнеполитических условиях - не приоритет. Но те решения, которые приняты, будут действовать. - Вы сказали, что одной из функций полпредства является продвижение Чувашской Республики в инвестиционном и культурном пространстве Москвы. А что для этого делается? - На прошлой неделе мы провели московский Акатуй. Москва на высокой ноте и с большим размахом отметила чувашский национальный праздник. Такие акции несомненно способствуют продвижению республики в культурном пространстве столицы и сплочению наших земляков. Один человек - хорошо, два - еще лучше, но когда собирается вместе на праздник целый народ, сохраняются и традиции, и родная культура. В последние годы мы усилили активность в продвижении чувашской культуры, и москвичи теперь гораздо больше знают о Чувашии, чем раньше. Как шутит председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, когда видит меня на разных мероприятиях, «от чувашей можно спрятаться только в Чувашии». На нынешний Акатуй пришло более 1500 человек. Гуляли не только московские чуваши, но и чуваши из Татарстана, Башкортостана, Самарской и Ульяновской областей. В этом году получился действительно такой всечувашский праздник. Все остались довольны. Впервые Акатуй праздновался не на окраине столицы, а в пределах Садового кольца, буквально в шаге от Кремля и Красной площади. Нам была предоставлена вся усадьба и весь внутренний двор Московского дома национальностей. В его истории такое мероприятие прошло впервые. Кстати это здание – настоящий архитектурный памятник, бывший Дворец известнейшего московского щеголя князя Куракина, прозванного современниками «бриллиантовым». Поздравить чувашей Москвы с праздником приехали гости не только из Чувашской Республики, но и из разных уголков России. Ансамбль татарской песни «Мирас», танцевальный ансамбль «Дух Кавказа» и другие коллективы продемонстрировали разнообразную палитру многонациональной культуры народов России. Большую спортивную программу организовали и провели четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе Сергей Корнелаев и чемпион мира по боевому самбо, мастер спорта международного класса по боевому самбо, мастер спорта по рукопашному бою, мастер спорта по джиу-джитсу Олег Захаров. Из Чувашии приехали народные умельцы, которые провели для всех желающих мастер-классы по ткачеству, плетению, живописи, вышивке, керамике и изготовлению кованых изделий. Впервые на московском «Акатуе» был организован показ мод. Чувашские национальные костюмы, украшенные вышивкой и серебряными монетами, привлекли всеобщее внимание. В отличие от предыдущих празднований, московский Акатуй в самом центре столицы получил широкий отклик в федеральных СМИ. - Известно, что во многих регионах России выходцы из Чувашии создали национально-культурные объединения. А в Москве такие есть? - По данным переписи населения в Москве проживает 30 тысяч представителей чувашского народа. По неофициальным же данным в столице проживает более 60 тысяч чувашей. Чувашское землячество тесно сотрудничает с полпредством Чувашии. Под эгидой полпредства действуют четыре общественные организации. Кроме этого действует совет ветеранов, а в ближайшие планы входит создание совета молодежи. Последняя встреча по этому поводу у меня состоялась буквально на прошлой неделе. Желание молодежи объединиться для работы во благо родной республики есть. Мы концептуально определили несколько направлений деятельности молодежного совета: это профессиональная и карьерная ориентация, помощь в трудоустройстве, консультация и помощь молодым абитуриентам, поступившим в московскиевузы, спортивное направление и, конечно, чувашская культура. Здесь же мы обсуждаем сегодня возможность стажировки студентов в Чувашии выпускников московских вузов, прохождения производственной практики на предприятиях Чувашской Республики. - Леонид Валерьевич, что Вам запомнилось за время работы в Правительстве города Москвы? - В целом, я в Правительстве Москвы проработал больше 7 лет. Запомнились, прежде всего, два испытания или как говорят experience. Первое – организация «с нуля» работы аппарата Департамента городского строительства Москвы, притом в не совсем благоприятных условиях. Мне было всего 28 лет, когда я пришел в Правительство Москвы и сразу на такую должность. Даже сейчас удивляюсь, как удалось справиться с колоссальной нагрузкой и выдержать. Второе – это последние 4 года моей работы, которые были посвящены решению важнейшей социально-экономической задачи для столицы: я руководил проектом по решению проблемы обманутых дольщиков. Лет восемь назад, если помните, дольщики, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков, стояли на Горбатом мосту перед Правительством России, перекрывали дороги в Москве. Получилось так, что мой непосредственный руководитель - министр строительства Москвыбыл назначен руководителем городской комиссии по решению проблем обманутых дольщиков, а я был руководителем его аппарата. Поначалу позиция абсолютного большинства состояла в том, что правительству города не следует ввязываться в решение этих проблем, их нужно решать в судебном порядке, возбуждать конкурсное производство, начинать процедуру банкротства и продавать имущество с молотка. К тому же, в Москве данная проблема возникла намного раньше, чем в других регионах. Понимания, как можно её решить, ни у кого не было. Я понимал, что это не выход. Тогда мною была разработана и предложена экономическая и правовая схема, одобренная впоследствии моим непосредственным руководством, а в итоге и самим Юрием Лужковым. Далее схема была оформлена в виде постановления правительства Москвы, которое предусматривало формирование «пула» из проблемных объектов с выходом их на безубыточность, исключая, тем самым, необходимость привлечения для решения данной проблемы дополнительных бюджетных средств. Затем уже на основании постановления правительства Москвы были заключены дополнительные соглашения к инвестиционным контрактам о переуступке прав и обязательств на застройку проблемных объектов от недобросовестных застройщиков к новым инвесторам с обременением перед Правительством Москвы и перед дольщиками в виде предоставления им квартир. Я занимался решением проблемы от самого начала вплоть до полного ее решения, как говорится, «назвался груздем, залезай в кузов». Координировал деятельность структурных подразделений Правительства Москвы (соответствующих департаментов и префектур), строительных организаций, взаимодействие с федеральными органами государственной власти по решению данной проблемы. Под контролем было более 14 объектов строительства и более 4000 дольщиков. В конечном счете, проблема была решена без привлечения даже копейки бюджетных средств. Дома были построены и сданы, а жильцы получили свои квартиры, хотя многие не верили, что решение сложнейшей проблемы удастся довести до конца. В последующем опыт Москвы был использован многими регионами. |