В Москве открылась «Неделя Айги»
14 октября в Москве спектаклем «Поля входят в дверь», поставленном в Московском театре «Центр драмтатургии и режиссуры» по произведениям Геннадия Айги, открылась «Неделя Айги».
Первое представление спектакля состоялось в июне, как раз перед закрытием театрального сезона. Новый театральный сезон, открывшийся в октябре, приурочил представление спектакля к открывшейся «Неделе Айги».
Полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте РФ Леонид Волков вместе с земляками посетил постановку и поздравил режиссера данной постановки, легендарного Клима, а также исполнительницу главной роли Наталью Гандзюк с прекрасным исполнением. То, что было представлено зрителям, можно без тени сомнения назвать новым словом в театральном искусстве.
Премьерой театрального сезона московского театра «Центр драматургии и режиссуры» стал проект «Русский Логос» - трилогия, состоящая из трех спектаклей, соединенных в единое целое, и поставленная режиссером Климом по произведениям трех великих русских поэтов-гениев, каждый из которых открыл новую эпоху в отечественной поэзии. Три русских поэта – Пушкин, Блок и Айги! Александр Пушкин – поэт XIX века. Александр Блок – поэт XX века. А Геннадий Айги – поэт XXI века, хоть и писал в основном во второй половине XX века.
Первый спектакль - «Балда. Три щелчка» по известной сказке Александра Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» . Второй спектакль – «Возмездие 12» по не менее известной поэме «Двенадцать» Александра Блока, написанной в январе 1918 года в самый переломный момент российской истории, в момент разгона Учредительного собрания. Третья постановка «Поля входят в дверь» по одноимённому произведению «Всё то же прощание» чувашского и русского поэта Геннадия Айги.
Режиссер Клим – ученик Анатолия Васильева, автор около 30 пьес и киносценариев, первый обладатель национальной театральной премии «Золотая маска».
Как отметила «Российская газета», пренебрегая модой на визуальное и социальное, настаивая на терапевтическом значении театра, автор спектаклей трилогии «Русский Логос» Клим говорит пророческим языком "ветхой старины", полагая, что истинная родина всех нас - язык, и это он творит нас как народ. Ему не страшно "возвышенное", он слышать ничего не желает о деконструкции, которая должна избавить человечество от мифов и самообольщений в национальной истории и культуре. Для него миф по-прежнему остается центром культуры и тем тайным кодом, который удерживает нацию от распада.
"Русский Логос" создавался как независимый проект, с помощью благотворителей и личного подвига участников. Впрочем, без индивидуального подвига театр Клима и не существовал. Год назад по итогам конкурса Департамента культуры Москвы Клим возглавил Центр драматургии и режиссуры.
"Русский Логос" оказался русским мелосом. Одинокий голос человека поет произведения великих поэтов. Пение - поэзия, включенная в тело, в дыхание, в сердечный ток. Или, напротив, тело, если его осознавать, дает свободу звучащей поэзии.
Как отметила газета The Moscow Times, во всяком случае, о постановке «Поля входят в дверь» можно с уверенностью сказать три вещи: актерская работа Натальи Гандзюк, от которой временами захватывает дух; пронзительные, звучащие вызовом тексты Айги; и оформление спектакля, которое, по всей видимости, принадлежит режиссеру Климу, предельно лаконичное и абсолютно точное.
Это не спектакль, о котором можно рассуждать, исходя из позиции «мне нравится» или «мне не нравится». Такая реакция была бы не адекватной глубине мысли, труда и поиска, заложенных в эту работу, ничего не говорящей о строгости движения к конечному результату самого процесса.
Поэзия Айги, ставшая выражением неодолимой силы духа посреди изоляции, отчуждения и даже интеллектуального отчаяния, абсолютно не театральна. В ней нет сюжетов, нет персонажей. Это поэзия глубоко философская, насыщенная образами, читаемыми на множестве уровней.
я должен
дойти губами
до ее беспредельных глаз, –
сказано в стихотворении «Родное», одном из тридцати трех коротких стихотворений Айги, превращенных Натальей Гандзюк в песни.
Как отметил перед представлением режиссер Клим, «Айги для него все!». И он многому учился у Айги.
Постановка прошла на одном дыхании. Можно сказать, что в течение двух с половиной часов никто из зрителей и не дышал, настолько очаровывающим и захватывающим было выступление. Самое главное – был передан дух поэзии Айги: в голосе, в дыхании, в свете, в музыке, в пластике, в самой атмосфере театра, когда сцена и зрительный зал в темноте сливаются в единое целое. Как отметил после выступления полпред Чувашии Леонид Волков, после такого представления можно вывести новое математическое уравнение: женщина + жизнь = вечность. В этом как раз один из смыслов Геннадия Айги!
Полпред Чувашии Леонид Волков искренне поблагодарил режиссера Клима и исполнительницу Наталью Гандзюк и пригласил их принять участие в творческом вечере, посвященном 80-летию Геннадия Айги. Артисты с радостью приняли приглашение. Вечер состоится 21 октября в 17-00 в Московском доме национальностей под эгидой Полномочного представительства Чувашской Республики при Президенте РФ.
Полпред Чувашии Леонид Волков также пригласил артистов приехать с данной постановкой на гастроли в Чувашию.
Вместе с полпредом Чувашии к возвышенному смогли прикоснуться почетный президент Чувашского национального конгресса Атнер Хузангай, а также профессора Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, приехавшие на международную научную конференцию, посвященную 80-летию Г. Айги.
Москвичи, гости столицы, а также земляки смогут увидеть постановку «Поля входят в дверь» по произведениям Геннадия Айги в московском театре «Центр драматургии и режиссуры» 18 октября, 1 ноября, 6 ноября и 29 ноября. Билеты можно купить в кассе театра и заказать по интернету.
Будем надеяться, что данный спектакль по произведениям нашего земляка Г.Айги прочно войдет в репертуар московского театра и будет долгие годы радовать зрителей.
«Неделя Айги» будет продолжена Международной научной конференцией «Язык и языки поэзии. К 80-летию Геннадия Айги», которая пройдет 15-17 октября в Институте языкознания РАН.
Адрес театра «Центр драматургии и режиссуры» : Москва, м. «Беговая», ул. Беговая, 5.