Полномочное представительство Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации

Счастье - это трата себя…

Счастье - это трата себя…

Окончив юридический факультет Казанского государственного университета, Станислав Воронов всю свою жизнь посвятил военной службе и ушёл в отставку в звании генерал­лейтенанта. Работал в прокуратуре, в органах государственной безопасности. Но, как признаётся Станислав Кириллович, он всегда что­то рисовал. В школе – простыми карандашами и акварельными красками в обычных ученических тетрадях и в альбомах для рисования, в университете состоял в редколлегии факультетской газеты, не расставался с живописью и во время службы.

Станислав Воронов – участник российских и международных выставок, обладатель Гран­при Международной ассамблеи искусств «Russian ArtWeek 2010». Среди его наград есть и золотая медаль Творческого союза художников России «За вклад в отечественную культуру». Его выставки проходили не только в Москве, Казани и Чебоксарах, работы Воронова видели и за рубежом – в Португалии и Германии. Картины художника находятся в частных и корпоративных коллекциях России, Беларуси, Германии, Франции, Объединённых Арабских Эмиратов и других стран.

– Мои представления о живописи сформировались под влиянием великих французских и русских импрессионистов, – рассказывает художник. – Так, с детства я был очарован простыми на первый взгляд пейзажами Клода Моне. С творчеством этого прекрасного художника меня, простого деревенского паренька, познакомила в школе учительница рисования Нина Фёдоровна. Она сразу же заметила мои способности и занималась со мной индивидуально. Картины Клода Моне, которые она мне показывала, излучали свет и завораживали своей красотой. Я был от них в восторге. Необычная техника исполнения, избавленная от излишней детализации и одновременно не абстрагированная от действительности, мне была особенно по духу…

В представленной в Доме национальностей экспозиции экспонируются свыше пятидесяти работ, выполненных за последние годы. Это пейзажи и натюрморты, работы, раскрывающие трепетное отношение художника к религии, философские картины.

Но основное место на выставке занимают сюжетные композиции, портреты и пейзажи, связанные с его малой родиной – Чувашией. Это работы, посвящённые историческому прошлому чувашского народа, восходящего своими корнями к булгарским предкам, некогда населявшим обширные территории Поволжья, Северного Кавказа и Восточной Европы.

Действительно, тема булгар особенно близка художнику. На вопрос, чем можно объяснить такое пристрастие, Станислав Кириллович ответил:

– Мы, к сожалению, мало задумываемся об истории своего народа, о его корнях. Со школьной скамьи впитываем исторические штампы, не задумываясь о том, кем были мы до крещения Руси. До недавнего времени принято было считать, что Россию до крещения населяли дикие племена. Но последние раскопки на Южном Урале доказали, что ещё во времена пирамид и английского Стоунхенджа на территории России существовала высочайшая цивилизация с развитыми ремёслами, плавкой металла, знанием астрономии и высоким искусством. Какие народы создали эту цивилизацию? Кто жил в это время на территории России? Вот об одном из таких народов – булгарах я и рассказываю в своих работах…

Первые упоминания о булгарах в списке племён и народностей Причерноморья и Прикаспия можно найти в латинском хронографе 365 года. В VII веке булгарским племенам удалось объединиться и создать сильное государство – Великую Булгарию. Этому объединению способствовала деятельность хана Курбата, и именно этому историческому периоду посвящена большая часть экспозиции, выставленной художником.

Постепенно, рассматривая картину за картиной, можно проследить за развитием того периода истории России, о котором в школьных учебниках в лучшем случае выделят параграф. Особенно оказываешься погружённым в те давние времена во время рассказа автора картин, который очень увлекательно и захватывающе рассказывает о Великой Булгарии:

– В исторических легендах сохранился предсмертный наказ Курбата. Во­первых, он запретил булгарам воевать между собой, во­вторых, завещал сыновьям ни в коем случае не отделяться друг от друга, – ведёт нас сквозь призму истории Станислав Кириллович. – Но сыновья не выполнили завещание. Вот один из его сыновей – Аспарух, чья могила была обнаружена в 1930 году. По мнению историков, передовой отряд Аспаруха попал в засаду, свита и охрана пытались защитить хана, но в неравном бою все пали от рук хазар. Подоспевшие отряды не успели помочь своему правителю и похоронили его со всеми воинскими почестями…

Во время экскурсии художник не только рассказывает о своих картинах: его повествование то и дело перемежается высказываниями об Атилле готского историка Иордана, жившего в VI веке, выдержками из легенд о Курбате и его сыновьях, о хане Аспарухе и его сестре Калине, отрывками из других легенд. Слушая его рассказ, не перестаёшь удивляться знанию прошлого России в тот период истории, которую не преподают ни в школе, ни в вузах.

– Я потрясена, – поделилась со мной впечатлением о выставке Лира Смирнова, одна из многих посетителей выставки. – Энергетика картин завораживает. Вглядываясь в эти лица, представляешь то время, ту эпоху, в которую жили Курбат и Аспарух. И эти картины – связь между прошлым и настоящим, это наши корни…

– Этот художник не имеет классического художественного образования, он военный человек, – подхватывает разговор Анатолий Григорьев, председатель Чувашской национально­культурной автономии. – Но посмотрите, какие картины! Его искусство покоряет.

Тема булгар – лишь одна из сторон творчества Станислава Воронова. Особым философским смыслом наполнены его работы, раскрывающие трепетное отношение художника к религии, родным и близким. Другие направления работ – натюрморт, сюжетные композиции, портреты и пейзажи.

Прекрасную возможность запечатлеть живую природу в её меняющемся многообразии художник видит не в мастерской, а в пленэре. Например, о пленэре в парке Новодевичьего монастыря художник отзывается так:

– Новодевичий монастырь прекрасен в любое время года. Но особенно осенью, когда в лучах закатного солнца золотыми огнями вспыхивают парковые деревья и небо приобретает неповторимый оттенок. Художнику остаётся запечатлеть эти ускользающие моменты в своих экспресс­этюдах, чтобы потом передать это настроение в картине…

Где бы ни служил генерал­лейтенант Станислав Воронов, его всегда сопровождали карандаш, краски и бумага. Но был в его творчестве период, когда рисовать не хотелось в течение двух лет. Это время службы в Афганистане.

– Афганистан оставил заметный след в моей жизни. У меня очень мало работ, посвящённых этой стране. Наверное, потому, что прекрасные горные пейзажи ассоциировались с потенциальной угрозой внезапного нападения. За людьми в колоритных одеждах на улицах Кабула зачастую виделись вооружённые бандиты, голодная и оборванная афганская детвора, копошащаяся на мусорных свалках, вызывала жалость и боль. Желания рисовать в таких условиях не возникало. Но время идёт. Переосмысливая пройденное, я, возможно, и напишу новые работы об Афганистане. Картину «Перевал Саланг», одну из немногих, посвящённых годам службы в Афганистане, я подарил музею Боевой славы школы №3 города Чебоксары…

Генерал­лейтенант, прошедший горнило Афганистана, Станислав Воронов умеет видеть прекрасное и в простом лице чувашской бабушки, и в облаках, величаво парящих над Волгой, и в землянике со сливками. Это особый и редкий дар, счастье обладать которым даровано далеко не всем. И этим своим даром Станислав Кириллович делится со всеми, чтобы и другие не зачерствели душой в наше технологическое и рациональное время:

– В этом мире каждый человек стремится определиться, найти себя. Это нелегко сделать, слишком много соблазнов. Кто­то прельщается материальными ценностями, кто­то ищет спасение в Боге, не имея мира и покоя в душе. Искусство же помогает определиться в жизни, найти себя. И я счастлив тем, что могу сказать словами Антуана де Сент­Экзюпери: «Счастье – это трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти»…  



08 апреля 2014
09:33
Поделиться
;