Полномочное представительство Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации

Выражаем соболезнования родным и близким нашего земляка Иванова Анатолия Ивановича, основателя Московской чувашской национально-культурной автономии, скоропостижно скончавшегося 15 июня 2014 года

Выражаем соболезнования родным и близким нашего земляка Иванова Анатолия Ивановича, основателя Московской чувашской национально-культурной автономии, скоропостижно скончавшегося 15 июня 2014 года

 Полномочное представительство Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации и Московское чувашское землячество выражают глубочайшие соболезнования родным и близким Анатолия Ивановича ИВАНОВА – нашего земляка, генерального директора телерадиокомпании «GoldMusic», скоропостижно скончавшегося 15 июня 2014 г. в городе Москве на 64-м году жизни. Анатолий Иванович - достойный представитель чувашского народа, уникальный человек, который стоял у истоков создания Московской чувашской национально-культурной автономии.

Гражданская панихида и прощание с А.И. Ивановым состоится 17 июня 2014 г. в 12.00 в крематории Хованского кладбища города Москвы, а похороны пройдут в Чувашской Республике - на родине Анатолия Ивановича.  

В данной статье приводим материалы Г.А. Викторова.

Интервью Г.А. Викторова 2007 года

А. ИВАНОВ: «ДИАСПОРАМ НАДО ПОМОГАТЬ»

Иванов Анатолий Иванович, генеральный директор телерадиокомпании «GOLD MUSIC» и Национальной дирекции концертных и фестивальных программ (NDfest), созданной при Министерстве культуры Российской Федерации для проведения Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

- Расскажите о себе. Где родились, выросли?  

- Я – чуваш. Родился и вырос в деревне Малые Туваны Аликовского района Чувашии. Родители – учителя; папа работал директором школы. В семье пятеро сыновей. Старший брат – ученый, второй – трудился номенклатурным работником в Чебоксарах. Два брата работали в Воркуте – в горнодобывающей промышленности и строительном бизнесе. Сейчас все пенсионеры, кроме меня.

У вас есть семья?

- Жена – домохозяйка, а дочь живёт и работает в Дубае (ОАЭ).  

Где вы учились, начинали работать?

- Я закончил театроведческий факультет, отделение менеджмента. После вуза работал в Московском городском Управлении культуры инспектором отдела театров. Мы наблюдали за деятельностью московских театров, принимали их спектакли.

Я принимал – с юмором отношусь к этому! – спектакли у Любимова, Захарова, Эфроса, Гончарова и многих других корифеев российской сцены.

 - Приходилось запрещать спектакли?

 - К сожалению, иногда приходилось. Чаще всего, под запрет попадали работы Юрия Петровича Любимова. Мотивы запрета были очень разные.

Главная мотивировка – «не соответствует социалистической действительности», «антисоветчина».

 - Кто влиял на ваши решения?

 - Райком, горком партии влияли. Оттуда звонили и говорили: этот спектакль – пускать на сцену, этот – не пускать.

По-разному происходило. Когда делались знаковые спектакли, например, «Борис Годунов» в редакции Ю.Любимова, спектакль сдавался 18 раз! Мы его знали наизусть.

Три года я преподавал в ГИТИСе на факультете менеджмента. А потом начались свободные времена, и я ушел в самостоятельный бизнес, организовал один из первых в стране кооперативов в области театрально-концертного дела.

Было время, у меня по территории Советского Союза одновременно каталось 18 концертных бригад. Мы организовывали гастроли всех звезд эстрады и многих театров по территории СССР, за рубежом. Абсолютно всех звезд, можно не называть.

 - Чем занимаетесь сейчас?

 - Министерство культуры России создало Национальную дирекцию концертных и фестивальных программ – для подготовки и проведения конкурса П.Чайковского. Меня пригласили в качестве директора компании – как человека, знающего эту работу, проверенного в проведении серьезных мероприятий, конкурсов и фестивалей.

Только что закончился тринадцатый конкурс имени П.И. Чайковского. Достаточно успешно прошел. По своему творческому уровню он признан очень серьезным.

Как утверждали члены жюри, такого успеха не было двадцать лет.

После того, как развалился СССР, классической музыке не уделялось должного внимания.

Сейчас ситуацию удалось изменить.

 - В чем это выражается?

 - Во многих деталях.

Например, жюри предыдущего, двенадцатого, конкурса допустило к конкурсному прослушиванию всех подававших заявки. А в этом году наличествовал уже конкурс претендентов – не менее трех человек на место: сначала свое решение принимала отборочная комиссия.

Другой важный момент: более половины конкурсантов имеют Гран-при или первые места, завоеванные на других международных конкурсах.

Очень важный показатель, говорящий о высочайшем уровне участников.

 - За счет чего достигнут ваш успех?

 - За счет серьезной менеджерской подготовки, хорошей подачи события в СМИ и высокого уровня  призов.

Если прежде призы за I место были по 10 тысяч долларов, то в этом году их увеличили вдвое – 20 тысяч долларов.

…Конкурс проходил по пяти направлениям: скрипичных мастеров, исполнителей-пианистов, виолончелистов, скрипачей, вокалистов как среди женщин, так и среди мужчин.

Я – финансовый директор, и Госконцертом на нас возложена задача собрать денежные средства, рационально их использовать.

 - Сейчас конкурс закончился…

 - …И сразу же, без раскачки, началась подготовка к следующему, четырнадцатому, конкурсу, который пройдет через три года. Это нормальный ход любого серьезного мероприятия. Обсуждается список будущих спонсоров. Готовятся документы для того, чтобы в государственный бюджет отдельной строкой вошли затраты мероприятия. Кстати, из госбюджета финансировалось 40 процентов средств прошедшего конкурса.

…Идет постоянная работа, связанная с поддержанием имиджа международной культурной акции, проводятся концерты лауреатов.

В 2008 году конкурсу имени П.И. Чайковского исполнится 50 лет. Готовятся серьезные мероприятия, посвященные событию. Чтобы музыканты, слушатели помнили, знали, что есть такой конкурс, один из самых престижных в мире музыки… К сожалению, сказать, что «самый престижный», мы еще не можем, хотя в советские времена он вполне обоснованно считался самым престижным конкурсом классической музыки в мире.

 - Вы помогаете Владиславу Михайлову, занимающемуся трансляцией чувашских песен в Интернете. Почему?

 - Это чрезвычайно важное направление – работа в современных коммуникациях. Потому помогаю ему.

Многие земляки в глубинке или же других регионах не имеют возможностей послушать чувашский язык. С помощью Интернета такая возможность появилась. Интернет стремительно эволюционирует, и очень важно поддерживать таких специалистов, как Владислав Михайлов.

 - Вы руководили Московской чувашской национально-культурной автономией?

 - …В качестве ее сопредседателя работал на протяжении пяти лет, с 2000 по 2005 год. Мы проводили планомерную, постоянную работу по сохранению обычаев, традиций чувашского народа.

Организовывали обрядовые праздники – «Кĕр Сăри», «Сурхури», «Саварни», «Акатуй» и др.

Акатуи в тот период мы начали проводить на территории Всероссийского выставочного центра. Что, в принципе, очень правильно. Раньше их проводили на территории Измайловского парка, но это было  локальным мероприятием и, по сути, проводилось для небольшой группы чувашей, проживающих в Москве.

А когда мы начали проводить Акатуй на территории ВВЦ, он стал праздником не только для чувашей, но и для многих людей, которые приходят на ВВЦ и невольно вовлекаются в зрелища. Тем самым мы знакомим с чувашскими народными традициями и земляков, и гостей из других регионов.

 - Кого из активистов, с которыми в тот период работали, вы бы отметили?

 - Среди самых активных людей я бы назвал Галину Александровну Никитину, которая руководит чувашским хором «Атал».

…Альбина Артемьевна Шашина, ее энтузиазм несравним ни с чьим другим. Для того, чтобы на достойном уровне провести мероприятие для чувашей, проживающих в Москве, она готова не спать, не есть, выложить свои последние деньги. Одержимый человек, проявляющий чудеса героизма при подготовке мероприятий.

…С деятельностью Марины Юрьевны Реер я знаком меньше, но я вижу, как работает ее танцевальный коллектив «Шанкарав». Чувашский танец – одна из составляющих народной культуры. Марина Юрьевна этнической хореографией занимается очень хорошо и успешно.

…Николай Васильевич Воронцов. Он – в пенсионном возрасте, но сил и энергии у него очень много, и он душой болеет за все, что происходит в нашем обществе. Постоянно оказывает действенную консультативную, коммуникативную помощь – он всех знает, понимает, как решать вопросы, к кому, что называется, подойти.

Мы с ним провели вечер, посвящённый 70-летию космонавта А.Г. Николаева.

Воронцов обратился ко мне в момент, когда все проваливалось, а режиссер программы запросил 20 тысяч долларов за проведение мероприятия. Таких денег не было, потому от сотрудничества с режиссерской группой пришлось отказаться.

Воронцов уговорил меня поработать. Он торопил, волновался. Я ему сказал: «Не волнуйтесь, все сделаю. Если дал слово и взялся, значит, выполню на высоком уровне».

Мы провели мероприятие, провели хорошо. Космонавт остался очень доволен.

Были приглашены Иосиф Кобзон, наша землячка, солистка Большого театра, н.а. СССР Надежда Павлова, звезды чувашской эстрады, они согласились выступить бесплатно. Вела вечер Светлана Моргунова.

-  Из-за чего в такой работе могут возникать трения?

-  Должен сказать, что это – один из ключевых моментов в организации, чуть ли не главный вопрос.

Напряжения возникают чаще по субъективным причинам. Например, из-за тривиальной зависти. Со стороны некоторым  людям руководящее кресло может показаться чуть ли не манной небесной. Они видят, что возникает возможность иногда постоять рядом с президентом, появляться в некоторых местах, в которых им  всегда хотелось быть, но пока не удавалось. Зависть, к сожалению – основной мотив. Совершенно точно. Я анализировал это. Люди рвутся к социальной значимости.

А почему вы не сработались с Бурмистровым?

-  Мы учились с Бурмистровым в одном вузе – Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.

Володя Бурмистров закончил актерский факультет. Он учился у одного из самых ярких педагогов института Аркадия Исааковича Кацмана. Когда заканчивал вуз, на него показывали пальцем и говорили: «Будущая звезда, надежда советского российского театра».

Он – очень талантливый актер, очень талантливый! Человек на самом деле рожден для большой сцены.

Но когда ситуация в стране в целом и театральном искусстве, в частности, круто изменилась, людям стало не до театра, и сценическая карьера его не сложилась. Ему пришлось заняться бизнесом.

Неудовлетворение заслуженных творческих амбиций - налицо. 

Тем более,  у  выдающихся личностей – всегда непростой характер. А здесь ситуацию осложнила смена профессии.

…Нормального взаимодействия у нас, к сожалению, не получилось. Общаться стало сложно. И я подал в отставку с поста сопредседателя.

 - Насколько трудно вам было руководить МЧНКА?

 - Так как я, в принципе, никаких личных целей не преследовал, мне было легко.

Мероприятия в национально-культурных объединениях они, конечно, проводятся не на безвозмездной основе. Билеты продаются, Правительство Москвы поддерживает, есть и спонсоры. Некоторым людям со стороны, для которых тысяча или десять тысяч рублей – большие деньги, может показаться, что ситуацию потенциально можно как-то использовать, и одно это способно вызвать зависть, конфликты.

Но для меня такие деньги – не доход, я зарабатываю десятки тысяч долларов в месяц, что гарантирует мою самостоятельность и независимость.

 - Почему организация должна  рассчитывать на спонсоров? Разве она не имеет права зарабатывать? Правила вырабатывались при социализме, а в стране – капитализм. Любой сервис, даже самый элементарный, стоит денег, и порой – немалых, за все приходится платить. Бесплатность ведет к низкой эффективности.

 - В зарабатывании денег ничего плохого нет. Но есть функции, которые должны оставаться  бесплатными.

 - Сменим тему.

...Товарищество офицеров «Сыны Отечества» приглашает на свои мероприятия всех земляков, не только чувашской национальности. Не кажется ли вам, что принцип землячества действительно важнее, актуальнее, чем принцип объединения по языковому критерию?

 - Офицерское собрание – очень серьезная, толковая организация. В ней много талантливых личностей. Особо отмечу полковника Ивана Николаевича Николаева, который и создал объединение силовиков.

Но в офицерском собрании – все по-другому. У него – другие цели.

Хорошие цели, нет вопросов: поддерживать людей, приехавших из Чувашии.

Тем не менее, думаю, принцип землячества не применим к национально – культурной автономии в целом.

Она строится на базе языка, чувашской культуры. Мы никого не отталкиваем: знакомьтесь, приходите, изучайте. Но сам интерес не может быть широким у людей, не знающих языка.

Да, есть исключения. Когда мы проводили гастроли чувашского академического театра – одно из самых интересных мероприятий в те годы, когда я работал сопредседателем – организация гастролей Чувашского государственного академического театра была полностью на плечах автономии.

Министерства культуры не принимали в этом участия. На спектакли приходили специалисты, понимающие театральное искусство и разбирающиеся в чувашском искусстве достаточно серьезно, знающие, что в нем есть высокопрофессиональные артисты, такие, как Валерий Николаевич Яковлев, Вера Кузьминична Кузьмина, ряд других, молодых, людей. Их творчество привлекало зрителей, приходили и театралы, не знающие чувашского языка.

Но вот если взять мероприятия, которые проводятся постоянно, то там ситуация – несколько другая. Редко на эти мероприятия приходили  люди, не знающие чувашского. Знаю одно исключение из правил: на все акции всегда приходил москвич, у которого мама была чувашка и, хоть он не знал языка, ему было интересно.

 - У братьев-евреев знание языка не является приоритетным. Для них национальная культура интересна, даже если выражена на других языках.

 - Это относится только к евреям. Они – особая нация, потому проводить аналогии – абсолютно некорректно. У них работает не принцип языка, а принцип национальной принадлежности.

У нас такой принцип не срабатывает. Люди, не знающие чувашского языка, себя чувашами не называют. Как правило.

А что касается евреев, я сам знаю множество евреев, которые не знают ни иврита, ни идиша, но на любое национально-культурное событие слетаются.

Не кажется ли вам, что языковой приоритет отсекает тех земляков, которые, в принципе, могли  бы с пользой  участвовать в работе объединения, но, не зная языка, не хотят оказаться в некомфортной ситуации?

 - Никто никого не отсекает. Двери открыты. Пожалуйста, приходите.

Любые мероприятия, общественные группы, организации строятся по принципу именно общественной инициативы: хочешь – приходи. А затаскивать никто никого не будет.

Я здесь проблемы не вижу.

...Огромное количество чувашей работает в Москве. Некоторые из них вообще не знают о том, что есть национально-культурные организации. Некоторые не приходят потому, что им не интересно.

Ко второй группе могут быть отнесены люди, не знающие языка. Но строить работу в расчете на них и ожидать, что они могут быть вовлечены, неправильно. Потому что их – единицы.

…Кстати, отчасти я с позицией, высказанной в вопросе, солидарен. Мне самому указывали: в ходе мероприятий со зрителями надо говорить на чувашском. А я считал – надо говорить и на русском, потому что с мужьями, женами приходят их русскоязычные супруги. Когда я проводил мероприятия, говорил на чувашском и русском: выказывая уважение и людям, не знающим языка.

 - Нет ли необходимости иногда в объединении проводить «круглые столы», обсуждать актуальные вопросы, не имеющие простых решений?

 - Наверное, нужны "круглые столы".

Есть ученые, исследователи, хорошо разбирающиеся в теоретических вопросах: Дима Мадуров, Галя Никитина, другие специалисты – они серьезно разбираются.

 -  Заказывали ли вам проведение культурных акций в Чувашии?

 -  Да. Но я отказываюсь.

Иногда по причине малых денег, чаще – по причине нестыковки, непонимания.

Я работаю только там, где мне комфортно.

Если мне не нравится ведение переговоров - отказываюсь.

Когда мало работы, хватаешься за любую, за все. Если ее много – выбираешь клиентов, партнеров.

…Могу привести пример, объясняющий, почему отказываюсь.

Несколько лет назад, на День города, меня попросили привезти в Чувашию «ВИА Гру». Я позвонил «ВИА Гре», а мне говорят: «Нас уже пригласили в Чебоксары».

Все. Больше меня там нет.

Не надо работать сразу со всеми.

Если ко мне обращаешься, то надо мне доверять. Если не доверяешь, то не надо ко мне обращаться.

…Другой пример.

Много лет назад я был на церемонии вручения чувашской национальной премии в области культуры. Испытал шок. Во-первых, программа – отвратительная. Валерия Николаевича Яковлева, народного артиста СССР, которого пригласили для вручения премии, назвали «заслуженным артистом республики». Такие ляпы. А самое главное: вручается чувашская национальная премия, а говорят только на русском языке, первый и финальный номера – русские.

Конечно, должны быть русские номера. Но открывать и закрывать программу в ТАКОЙ ситуации обязательно должен чувашский национальный номер! Ведение тоже должно быть на чувашском и русском языках. А уж искажение звания одного из двух народных артистов СССР, которые есть в Чувашии, в принципе, говорит об очень многом.

 - Как вы оцениваете отношения чувашей Москвы и Чебоксар?

 - Они непростые, эти отношения.

Есть ощущение, что в Чебоксарах власти к землякам-москвичам относятся несколько настороженно, с опаской, как бы они там чего не навредили, или не претендовали бы на какие-то должности в Чебоксарах, республике.

Это смешно!

Скажу за себя: я  никогда не строил планов, связанных с общественной работой. У меня – собственный бизнес. Мы сейчас закончили конкурс имени П.И. Чайковского, начинаем готовить Московскую международную европейскую премию, которая будет награждать наших соотечественников за наиболее содержательный вклад в сближение России и Европы. Планируем проводить акцию в феврале следующего года. Очень большая работа, она уже началась.

После окончания конкурса имени П.И. Чайковского мы работали на фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске, возили туда Патрисию Каас на два концерта. Сейчас с дочерью готовим ноябрьские гастроли Большого театра в Объединенных Арабских Эмиратах. Проводим дни культуры Москвы в различных регионах России и зарубежья.

Постоянно идет работа.

 - В чем актуальность национально-культурной  деятельности?

 - Массовое давление глобализации во всех регионах мира приводит к нивелированию национальных особенностей.

Потому необходимо бороться за сохранение языка, традиций, обрядов.

Эта общественная работа приносит очень большую пользу для чувашского народа, сохранения его идентичности, языка, культуры.

Если мы наблюдаем в Чебоксарах увеличение числа людей, говорящих на чувашском языке, это не должно успокаивать.

В больших городах, Москве, за пределами Чувашской Республики эта работа, как свидетельствуют  земляки,  очень  важна.

Нужно больше учебно-методической литературы, учебников, внимания. Диаспорам должны помогать не только местные власти Татарстана, Башкортостана, Саратовской и других областей, как это сейчас происходит, но и власти Чувашской Республики.

Природный механизм сбережения культур существует, он будет действовать до тех пор, пока будут национальные герои. Но подавление идет большое, серьезное, к сожалению, его не избежать.

Не хочется быть пессимистом в этом вопросе, а приходится им быть. Вот я – чуваш. Владею чувашским языком, но живу более 30 лет за пределами республики и уже плохо говорю на родном языке. Когда надо обсуждать серьезные, не бытовые темы, автоматически перехожу на русский, потому что на чувашском – не могу объясниться.

Жена моя – чувашка, и дочь, слава богу, знает язык, но говорит очень плохо. А внуки чувашский язык знать не будут. Вот, пожалуйста, в следующем поколении семьи - нет чувашей.

 -А что можно и следует сделать?

 - Серьезный теоретический вопрос, который не находится сейчас в сфере моих интересов.

Чем я отличаюсь от многих? Я не берусь за задачи, которые мне не под силу. Ставлю перед собой совершенно конкретные задачи. Не берусь за темы, которые не понимаю. В бизнесе часто говорю: «Не знаю». Зато, когда возникает вопрос, в котором очень хорошо разбираюсь, мне никто не может сказать ни одного слова.

Вот это – не мой вопрос. Не знаю.

…Надо хорошо подумать, находиться в этой проблеме. Я из нее вышел два года назад. Сейчас думаю, прежде всего, о «европейской премии». Очень серьезный проект. Номинанты там – такие люди, как Алекперов, Герман Греф, Зурабов.

…Что можно?

Автономия должна повторять все, что наработано годами, еслиэто хорошо, интересно.

И постоянно искать новые формы работы. А они могут быть разными.



16 июня 2014
18:23
Поделиться